Если несколько лет назад переход на эту систему вызывал множество вопросов, то в настоящее время большинство вузов перешло на эту систему. Что она дает и каким образом такая форма обучения открывает больше возможностей для выпускников вузов, порассуждаем в статье.nbsp;
Любая реформа в сфере образования всегда вызывает множество споров о ее необходимости и адекватности принимаемых положений, относительно действительности. Введение школьной формы, переход с классической сдачи экзаменов по билетам на ЕГЭ, в качестве выпускных экзаменов, введение ГИА – все эти нововведения в школе волновали общественность последние 10 лет. Но, не только школа подверглась модернизации и изменению привычных правил существования.
Реформам и изменениям подвергается и высшая ступень образования. Так, совсем недавно очень активно обсуждалось подписание Болонской декларации, а сегодня практически не осталось специальностей, которые обучают по классической системе и выпускают студентов-специалистов. Современные выпускники ВУЗов – это бакалавры и магистры.
Справка
Болонский процесс направлен на сближение и гармонизацию систем образования стран Европы, необходимый для создания единого пространства в среде высшего образования. Началом работы процесса считается 19 июня 1999 года, когда документ подписали 29 стран Европы. Сейчас в процессе принимают участие 47 стран. Единственная страна территориально не относящаяся к Европе, но участвующая в процессе – Казахстан.Единственная европейская страна, не вошедшая в процесс - Белоруссия. Россия вступила в процесс в 2003 году, начав модернизацию системы образования в 2004.
Так как основной смысл процесса заключается в создании мобильности и свободы передвижения, то уровни образования в странах-участницах должны быть равны друг другу. А степени выпускников должны быть максимально понятны всем участникам процесса.
Основные цели, которых придерживается процесс – это не только возможность продолжения начатого обучения в любой стране-участнице процесса, но и облегчение трудоустройства в тех странах, которые входят в него.
Но, не только студентам и выпускникам открываются различные возможности при обучении и трудоустройстве. Так, преподавателям открываются большие возможности по обмену опытом и освоению новых подходов к обучению, путем взаимодействия с преподавателями и научными организациями из других стран.
Болонский процесс на практике
Несомненно, что открывающиеся возможности по обучению и трудоустройству за рубежом, обмен опытом преподавателей и ученых – хорошая возможность. В то же время, это открывает многие границы для «утечки мозгов» и потери кадров, ценных для отечественной науки и практики, как среди перспективных студентов, так и среди научных кадров.
Стоит отметить, что минусом, хотя и временным является вопрос трудоустройства в нашей стране. Если в Европе все получают высшее образование по двухуровневой системе, то каждый работодатель знает, что бакалавр – это специалист и работник, а магистр больше «заточен» под научную деятельность. Тогда как понятия специалист у них не существует. В тоже время, отечественный работодатель, получивший высшее образование до середины 2000-х годов, с трудом представляет себе возможности, знания и умения бакалавров и магистров.
Отличие Болонской системы и в организации обучения. Так для того, чтобы стать бакалавром необходимо три или четыре года, а для получения степени магистра необходимо еще один-два года (разумеется, срок зависит от специальности). Далее у каждой специальности есть определенный перечень обязательных предметов и список необязательных. Так, если обязательные предметы требуют их изучения в любом случае, то из необязательного списка студент выбирает сам те, которые ему необходимы и интересны. Принципиальная разница есть в оценке работы студентов, которая является рейтинговой и измеряется не в 5-ти балльной шкале, а в 100 балльной (рис соотношения баллов).
Так же сдача экзаменов и большинства контрольных точек происходит в виде тестов, когда необходимо выбрать правильный вариант из предложенных. Это облегчает жизнь студентам, не способным грамотно и гармонично излагать информацию. Но одновременно, лишает возможности мыслить шире по любому вопросу, сужая рассуждения до ограниченных заданием вариантов.
PR-специалист «ИнПро», Гербер Ольга
Тэги: